Интернет-сообщества начинают стимулировать интерес пользователей денежными бонусами

http://prezentation.ru/articles/i_community_2008_05_03_08.html

Полезная реклама (скрыть рекламу)

[05.03.08]

Мировой тренд докатился до России: интернет-сообщества начинают стимулировать интерес пользователей денежными бонусами — за активность, лояльность бренду и участие в маркетинговых исследованиях

Энергичный мужчина лет 30 рисует маркером на белой доске квадраты и овалы со стрелочками.

- Мы обсуждаем почти мертвую тему: как заработать в блоге, — с чувством убеждает он собравшихся в конференц-центре, — потому что в скором времени будет серьезный кризис блог-хостингов.

Но слушатели недоверчиво посмеиваются над словами «тысячника» Руслана Паушу, который в своем интернет-дневнике не устает напоминать, что он начал размещать рекламу в блоге на livejournal.com еще в 2004 году. Ведущий ставит другой вопрос:

- А за какой срок ты можешь вырастить сообщество на 5000 человек, чтобы продать его?

— Какой контент? — сосредотачивается Руслан.

— Фотографии из путешествий.

— Нужно собрать аудиторию, провести анализ, — перечисляет Руслан. — 50 000 долларов, и через два месяца у проекта будет 5000 читателей.

Как подзаработать в интернет-сообществе обыкновенному пользователю — эта тема всплывала почти на всех «круглых столах» первой научно-практической конференции «i-Community 2008. Интернет-сообщества: социальные сети, блоги, игры», которая состоялась в Москве 21 февраля.

И это неудивительно: интернет-сообщества развиваются активнее других сервисов рунета (к примеру, число российских блоггеров в 2007 году выросло в 2,6 раза и достигло более 3 млн, по данным исследования «Состояние блогосферы российского Интернета» компании «Яндекс») и порождают массу слухов о том, что на них можно зарабатывать несколько тысяч долларов в месяц, не особенно напрягаясь.

«На самом деле ты должен посвятить всего себя этому делу, — говорит медиадиректор портала LiveInternet.ru Руслан Чачанов. — Но и это не всегда помогает. Если, к примеру, блоггер практикует вирусный маркетинг и публикует оплаченные посты, и в какой-то момент начинает писать много, но неинтересно, то нечего удивляться, что его доходы перестают расти».

Другое дело — не заработать, а получить приятный денежный бонус (не больше, чем тратишь сам на платные услуги интернет-сообществ) в рунете в скором времени будет легко.

"Статистика мировых интернет-сообществ показывает, что их посещаемость перестала расти, — говорит автор книги «Блоги. Новая сфера влияния» Антон Попов. — Люди восстановили старые связи, насытились новыми, им нужны свежие стимулы для возобновления интереса". В качестве одного из таких стимулов западные социальные сети начинают использовать денежные поощрения. «Одни предлагают пользователям стать акционерами, — продолжает Попов. — Другие открывают новые возможности для получения вознаграждения за активность на сервисе. Конечно, пользователи не заработают на этом много, но интерес к интернет-сообществам это подстегнет».

По мнению управляющего рекомендательным сервисом «Имхонет» Александра Долгина, Интернет переживает новый виток развития. «Пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его сертифицируют, — поясняет Долгин, — отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, сообществ, в которых они состоят». На этом как раз можно будет подзаработать. «Пятница» попыталась описать, как в ближайшее время можно будет получить денежные бонусы в интернет-сообществах.

Бонусы от юзеров

Рекомендательные сервисы на основе коллаборативной фильтрации (от англ. collaboration — «сотрудничество») автоматически подбирают каждому пользователю людей с близкими вкусами.

Возникают сообщества по интересам, внутри которых люди и обмениваются рекомендациями, — это напоминает привычный механизм людской молвы, только автоматизированный.

По оценкам команды «Имхонета», введение различных сервисов для общения юзеров заметно увеличивает популярность сайта: нарастив функции социальной сети в декабре 2007 года, «Имхонет» за два месяца увеличил и посещаемость, и число зарегистрированных пользователей вдвое.

"Сейчас активисты рекомендательных сервисов «платят» своим временем и участием, — отмечает Александр Долгин. — Большинство функций нашего сервиса остаются недоступны человеку, пока он не внес своего вклада: не выставил оценок произведениям и не создал тем самым свой профиль предпочтений. Вскоре людям будет предоставлено право — именно право, а не обязанность — заплатить автору небольшую сумму за удовольствие от его произведения, сервису — за навигацию и подсказку".

Возможно, систему денежной оплаты внедрят уже в марте. "Речь идет о микроплатежах в несколько долларов, — говорит Долгин. — Кто, кому и за что сможет платить? Читатели — писателям, пользователи «Имхонета» — тем, кто выдал им качественные рекомендации, сам «Имхонет» — своим активистам". Таким образом у простых пользователей появляется возможность заработать на потребительской экспертизе.

Бонусы от маркетологов

На интернет-исследовании сложно заработать: за заполнение анкеты платят в среднем $2. По словам гендиректора исследовательской компании Online market intelligence (OMI) Александра Шашкина, в России таких опросов чудовищно мало — примерно 2% от всего числа маркетинговых исследований, в то время как в Европе их около 13%, а в США — 40%.

Однако 3–4 приглашения в месяц постоянные участники интернет-исследований (например, проводимых на avtoopros.ru) получают. «Все больше игроков на российском рынке начинают проводить онлайн-исследования, — говорит он. — Но если смотреть нашу выручку, примерно половину объема дают западные клиенты».

По словам Шашкина, для многих онлайн-исследования — это прежде всего развлечение и возможность протестировать первым новую услугу известной компании, принять участие в ее разработке. А денежное вознаграждение — просто приятная награда за экспертное высказывание, поэтому многие участники жертвуют такие заработки: на сайтах, собирающих в сообщества участников онлайн-опросов, есть ссылки на крупные благотворительные фонды.

В одно из сообществ участников платных онлайн-исследований компании OMI — anketka.ru — входят 50 000 человек. Рекрутируют их сотрудники OMI примерно в ста источниках: от специализированных сообществ до сайтов знакомств.

Бонус от рекламодателей

Не деньги, но хоть что-то для простых пользователей организуют иногда рекламодатели. Так, по словам Тараса Ткачука, исполнительного директора агентства «Соль», которое специализируется на рекламе и пиаре в социальных сетях, в ближайшие пару месяцев «Живой журнал» запускает новую программу.

Блоггерам — например, любителям определенного бренда виски, — которые согласны видеть в своих дневниках рекламу конкретного бренда и входить в сообщество его поклонников, рекламодатели будут обеспечивать платный аккаунт. Возможно, рекламодатели будут также оплачивать аккаунты своих поклонников и на других блог-платформах или сайтах знакомств.

Дина Юсупова,

Ведомости (http://friday.vedomosti.ru)